Рейтинг@Mail.ru
Теория музыки. Мелодия. Типы мелодического движения.
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

Мелодия. Типы мелодического движения. Теория музыки

Мелодия (от греч. melodía — пение, напев, песня, мелодия) - одноголосно выраженная музыкальная мысль. С древнейших времен до наших дней в пении, в мелодии находил отражение душевный мир человека.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (древнее искусство отличалось синкретичностью - совмещало в одновременности и пение, и танец, и игру на музыкальных инструментах,  и театрализованное зрелище). Подобно речи, мелодия представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность мелодии  опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений. «Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев).

Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других:  лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как мелодия.

Наиболее специфический компонент мелодии — мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз — с успокоением).  Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель мелодии — нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель называет ее «вершина — источник») и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою.

Итак, существуют следующие типы мелодического движения.

По направлению мелодического движения:

1) Нисходящее движение (Рахманинов Симфония №3, II часть, Чайковский "Евгений Онегин" - Ария Ленского "Что день грядущий мне готовит?")

2) Восходящее движение (Чайковский "Баркарола" из "Времен года", Бетховен "Патетическая соната", I часть, гп)

3) Волнообразное движение (Рахманинов Концерт №3, I часть, гп)

По интервальному строению:

1) Плавное движение (Шопен Вальс №9 Ля-бемоль мажор)

2) Скачкообразное движение (Чайковский Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта пп). Такие мелодии называют "мелодиями широкого дыхания".

3) Смешанное движение бывает 2-х видов:

а)скачок с заполнением - с плавным движением в противоположном направлении (Римский-Корсаков "Царская невеста" Ария Марфы из II действия "Как теперь гляжу");

б)движение мелодии по звукам аккорда (Прокофьев балет "Ромео и Джульетта", танец рыцарей, Шопен Мазурки op 68 №2, №3)

Мелодия. Типы мелодического движения. Теория музыки.

См. также Содержание музыкальных произведений

Художественный образ

Звук и его свойства

Лад и тональность

Диатонические и хроматические лады

Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма

Мелодия. Типы мелодического движения

Метр и ритм

Метроритмические признаки жанров

Интервалы. Их классификация. Выразительная роль

Аккорды. Их классификация

Аккорды на ступенях мажора и минора

Модуляция

Музыкальный синтаксис. Типы периодов

План курсовой работы по Теории музыки

Обновлено 05.10.2013 19:21
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 466 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru