Общая характеристика гармонии XX века
В истории эволюции музыкального искусства можно проследить следующие основные стадии развития:
1. Фольклорная, когда ещё нет профессионализации искусства.
2. Профессиональное искусство устной традиции (античность, средневековье до 14 века; в ряде стран Востока сохранилось до сих пор)
3. Письменное искусство. Выделение музыки в самостоятельный вид.
Начиная с 14 века по 16 начался переходный период, а с 17 века по 20 - тип музыкальной культуры оставался более или менее стабильным. Хотя эволюция здесь значительна (Моцарт), основные признаки, характеризующие сам тип музыкальной культуры, сохранялись. Период связан с театром, концертным залом, домашним музицировнаием, с индивидуальным авторством и нотной записью. Установились определённые жанры, формы, инструментальные составы. Музыкальный язык связан с ладовой основой, с тактовой ритмикой, со сложившейся семантикой (смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова).
В XX веке тип музыкальной культуры, при всех его преемственных связях с традициями, пришел в движение, утратил былую стабильность и относительную однородность, которая была нарушена в силу разных влияний:
1)дифференциация серьёзной и лёгкой музыки, происшедшая ещё в 19 веке, привела к колоссальному разрыву между ними в 20 веке. Оперетта, бытовой романс - легкая музыка.
2)влияние на европейскую музыку профессиональных культур внеевропейской почвы.
3)в Европе от тональной музыки отпочковался музыкальный авангард, противопоставившийся традиционному искусству.
Искусство XX века сложное и многогранное. Оно характеризуется бурным развитием новых художественных идей, становлением нового образного мира, новой системой мышления. В музыке XX века, наряду с переосмыслением многих композиционных принципов, изменилась концепция творчества, стиля, формы, возникли новые понятия гармонии, тематизма, фактуры. Современное искусство тесно связано и с социальными потрясениями, и с кризисными явлениями в экономике, культуре, с революцией в науке. Так, развитие новых научных представлений, освоение новых пространственных изменений, микромира и космоса, коснулись и музыки, т.е. породили новый подход к музыкальной материи, новые концепции музыкального интонирования, музыкального пространства и времени, обусловили поиск новых структурных единиц микро- и макромира.
Музыкальный материал на "молекулярном" уровне представлен миром обертонов и микрохроматики.
Смысловую наполненность получил и отдельный звук, открытая его эстетическая самоценность, сложность и неоднородность. Создаётся и используется синтетический звук. Привлекаются внемузыкальные звуки, шумы, так называемая конкретная музыка. Изобретателем её стал французский инженер-акустик Шиффер. Он создавал такие музыкальные композиции природных, искусственных звуков, которые записывал на магнитофонную плёнку. Потом путём монтажа получались смешанные композиции. Это было в 50-х годах во Франции. В области музыкального макромира происходит расширение звукового пространства с естественных границ до неестественных границ регистров музыкальных инструментов, опробывание новых способов игры на них, открытие и распространение принципа сонорного поля, структурно незамкнутого, интонационно недифференцированного музыкального акустического пространства (красочное звучание). Так формируется система новых звуковых представлений.
В качестве ведущей конструктивной закономерности на I план выдвигается широко принимаемый принцип симметрии, как способ объединения многих частей в одно целое. В области музыки он понимается как симметрия элементов и преобразований структуры и системы в целом.
Изменение музыкального сознания в XX веке связано с открытием новых образных сфер новой стилистики. Несколько тендениций:
1. Тяготение к приданию углубления и заострения тех аспектов выразительности, которые составляют суть художественного творчества прежних эпох, что приводит к новым уровням содержания, к использованию мало изведанных пластов. На почве позднеромантических тенденций конца XIX века возникли французский импрессионизм, австронемецкий экспрессионизм, русский символизм.
Экспрессионизм - от лат. слова экспрессио - выражение, выявление, был выразителем острейшего разлада между художественной и социальной действительностью. В нем проявился субъективный протест против шовинизма, милитаристской пропаганды, мещанского самодовольства (Брехт, Бейкер). Теоретиком эстетики явился Шопенгауэр. Психологии - Зигмунд Фрейд. Музыки - Шомберг, Берг, Веберн, Эйслер - частично.
Опорой для экспрессионизма стала романтическая аффектация. В результате неистовости выражения чувств она достигла критической отметки.
Шёнберг пришёл к додекафонии. Русский символизм связан с прометеевским периодом в творчестве Скрябина. Экстатическая напряженность, связанная с идеей всемогущества человеческой воли, идеей озарения, экстаза, мистерии ассоциировалась с романтическим пафосом революции.
2. Новые образные сферы связаны также с вторжением в область невозможного, невидимого, связаны с более тонкой градацией оттенков, напряженным вслушиванием в тишину, с областью сонорики.
3. Характерны ретроспективные тенденции, стремление найти точки соприкосновения со всеми смыслами и ценностями человеческой культуры. Оно обусловило активное включение элементов стилей прошлого, соединение разнородных стилевых приемов.
|