Анекдот про композитора Бетховена №8 В 1800 году в Вене Бетховену пришлось встретиться с сильным соперником - парижским пианистом Даниэлем Штейбельтом, выдающимся виртуозом, но неглубоким художником. Это был если не создатель, то, во всяком случае, большой мастер длительного тремоло, при помощи которого Штейбельт умел производить впечатление приближающейся и удаляющейся грозы, звона колокольчиков и т.п. Несмотря на то, что сочинения Штейбельта отличались убожестовм замысла, бедностью и банальностью музыки, они пользовались шумным успехом в больших городах Европы.(Успех Штейбельта обусловливался, впрочем, не только пианистической его техникой. Обычно он приглашал светских дам сопровождать его игру аккомпанементом тамбуринов, уроки игры на которых за солидную плату давала жена Штейбельта. Во всех поездках Штейбельта сопровождал целый воз тамбуринов, распродаваемых в городе, куда он ехал концертировать.)
В Вене, во дворце графа М. Фриса, модный парижский пианист встретился с Бетховеном. Штейбельт с успехом сыграл свою заученную "импровизацию". Когда он кончил играть, публика стала просить выступить Бетховена. Хотя никто не произнес слова "состязание", всем было ясно, что начиналось соревнование двух пианистов. Бетховен рассвирепел: он всегда приходил в глубокое негодование при столкновении со всяким неполноценным искусством, со всем поверхностным, дутым и ничтожным и в творчестве и в жизни. После импровизации Штейбельта предполагалось исполнение его фортепианного квинтета. Пульты с нотами стояли уже на местах. Бетховен схватил виолончельную партию квинтета, поставил её вверх ногами, сыграл одним пальцем нелепую последовательность звуков, получавшуюся от перевернутых таким образом нот, и затем стал импровизировать на эту, с позволения сказать, тему. Штейбельт незаметно скрылся и никогда не мог забыть нанесенной ему обиды. А по музыкальным салонам разнеслась весть о новой победе Бетховена. Штейбельту вскоре пришлось оставить Вену.
|