Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

О проблемах на уроках сольфеджио в музыкальной школе
Сольфеджио
Автор: Гамаюн   
03.01.2014 19:51

О проблемах на уроках сольфеджио в музыкальной школе (Для родителей, чьи дети учатся в музыкальной школе).



Родители, приводя своих детей в музыкальную школу, не задумываются над вопросом: а готов ли их ребёнок к освоению программы?

Например, программы сольфеджио.

Речь сейчас не идёт о родителях-музыкантах, которые всегда и всем могут помочь своему ребёнку. Что знают о способностях своего ребёнка родители, которые никогда не учились в музыкальной школе или сами когда-то бросили её на полпути?

Поскольку профессия музыканта сейчас "не пользуется спросом", родители отдают своих детей "в музыкалку" просто для их общего развития. Конкурса и отбора сейчас в обычную музыкальную школу нет, поэтому идут все - независимо от их "пригодности" или "непригодности". Директора школ и преподаватели ждут с распростёртыми объятиями каждого ребёнка, ведь от количества учащихся детей зависит материальный баланс школы. Все школы сейчас почти на самоокупаемости, денег от города или области поступает крайне мало.

Что же получается? Программа осталась для одаренных, отобранных детей, а учатся по ней дети, которые не готовы осваивать даже самые начальные навыки.

Особенно это касается сольфеджио, которое включает в себя пение, освоение ритма, определение на слух, музыкальный диктант, сочинение музыки и теоретические сведения. Как-то так получается, что именно на этом предмете особенно сильно "спотыкаются" и дети, голосовой аппарат которых не готов петь, и преподаватели сольфеджио, которые не могут помочь детям именно в пении.

Кто такие преподаватели сольфеджио? Это в большинстве своём люди, хорошо владеющие различными теоретическими сведениями, имеющие очень хороший музыкальный слух, даже умеющие сочинять музыку, но совершенно не владеющие искусством пения. Как это так: в программе сольфеджио на первом плане стоит "пение", а преподаватель не умеет петь? К сожалению, в подготовке преподавателя - сольфеджиста нигде (ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в Вузе) нет предмета "Постановка голоса". Только совсем недавно (год назад) в качестве эксперимента в некоторых муз. колледжах ввели "постановку голоса" будущим преподавателям сольфеджио.

А что делать сейчас? Ребёнок петь не готов, преподаватель помочь не в состоянии. Из года в год половина детей (или больше) не усваивает, "давится" "номерами" по сольфеджио (нотными строчками для пения). От класса к классу сложность таких "номеров" неуклонно возрастает. Уже в 3 классе нужно петь "номера" в быстром темпе, со сложными интонациями и мелкими длительностями. А половина детей в 3 классе не может спеть даже номера с трудностью 1-го класса. Как правило, преподаватель даже "не бьёт тревогу", потому что сам не знает, что делать, а понукать детей и заставлять больше дома петь - смысла тоже никакого, всё равно будут петь неправильно.


Обычно преподаватель думает: "Ну, правила по сольфеджио знают, легко строят любую гамму, интервал, аккорд, правильно "стучат" ритм, даже музыкальные диктанты как-то умудряются писать. Чего ещё надо? Да, с пением большие проблемы. Но я-то что могу сделать? Я сам(а) не умею петь".


Вот и получается, что всё катится так, как катится. Неготовые к пению дети пытаются дома петь заданные "номера". Хорошо, если дома есть такие клавишные инструменты, как фортепиано (синтезатор) или аккордеон. Можно сыграть номер и хоть как-то постараться его спеть. А если нет? Если дома, допустим, барабаны, флейта, гитара, балалайка, домра, даже скрипка? Нельзя в музыкальной школе при помощи этих инструментов выучить "номер".

Есть проблема и с фортепиано и аккордеоном. У них равномерно темперированный строй - искусственный (октава поделена на равное количество полутонов - 12). Петь в нём крайне неудобно. Он очень отличается от строя, существующего в природе. Когда-то давно, до И.С. Баха, музыканты пользовались в игре на инструментах природным натуральным строем. Но он ограничивал количество употребляемых тональностей. Использовались лишь тональности до 2-х знаков при ключе (включительно). Тональности с бОльшим количеством знаков звучали фальшиво. Давно музыкальные теоретики (ещё с 16 века) искали возможности для введения нового, сначала "хорошо темперированного", а потом "равномерно темперированного" строя, который бы позволил пользоваться большинством тональностей (24), свободно переходить из одной тональности в другую в одном и том же произведении, не перенастраивая инструмент (модулировать). Наконец - свершилось. Сейчас и фортепиано, и аккордеон, и баян - именно в таком строе, совершенно непригодном для пения.

Каков же выход? Петь в строе, близком к натуральному.

А как в нём петь? Каков  показатель природного строя? ПЕТЬ В НЁМ УДОБНО!!! Это же природный строй!!!

Преподаватели-хоровики, сами умея петь в натуральном строе (потому что это удобно от природы) и владея вокальными навыками, и детей пытаются научить петь. Однако, покинув хоровой класс, дети попадают снова в капкан темперированного строя, играя на инструменте, или когда пытаются петь на сольфеджио. Одноразовое в неделю занятие Хора, естественно не помогает.

Я сама - преподаватель-теоретик (преподаватель сольфеджио). Ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в консерватории меня никто не учил петь. Пела всегда "чисто", т.е. в темперированном строе. Всегда имела "5" по сольфеджио. Но... я всегда знала, что петь не умею, очень хотела научиться, но не знала, с чего начать. Поскольку я работала и концертмейстером на хорах, на уроках по постановке голоса у вокалистов, постепенно, крупица за крупицей, собралась информация, которая позволила мне научиться петь. Я прочитала много книг по постановке голоса. Я испытывала на себе всевозможные вокальные упражнения, которые давались учащимся, и о которых я узнала из книг. Теперь я знаю, что достаточно было в детстве каждый день слушать и учиться петь на правильно спетых простых примерах - просто подражать хорошему пению.

Вот что происходит, когда ребёнок пытается петь номер, наигранный на фортепиано - он не попадает в ноты, не поёт, а разговаривает.

Учить номера "с голоса" неподготовленным детям - это как раз то, что решит проблему пения на уроках сольфеджио.

Попробуйте позаниматься с помощью этих напетых номеров. Пробуйте петь сами (после прослушивания) и давайте попробовать ребёнку. Пение точно улучшится после первых же "тренировок" процентов на 50%.

Возможные реакции преподавателей сольфеджио:

1) Если ребёнок совсем не пел и вдруг "запел" после занятий по этим упражнениям, то реакция преподавателя точно будет: "Ой, какой же ты молодец".

2) Если ребёнок пел "не очень", но запел гораздо лучше, то реакция преподавателя сольфеджио может быть: "Это фальшивое пение". Я бы сама так сказала ещё лет 10 назад. А теперь вспомните оперных певцов. Они поют в строе, очень близком к натуральному. Однако же как-то "уживаются" с темперированно настроенным оркестром. Так что выход есть: пусть преподаватель сольфеджио кое-где подыгрывает аккорды аккомпанемента к пению вашего ребёнка. В первом классе такое подыгрывание вполне допускается. А ко второму классу ребёнок сам научится держать баланс между строем, близким к натуральному, и темперированным строем (в некоторых местах нотного текста).

Напетые номера помогут:

    создать в голове нужную слуховую базу;
    развить музыкальный слух;
    хорошо разбираться в нотном тексте;
    петь правильным звуком;
    не отстать по программе сольфеджио;
    всегда быть готовым на уроке сольфеджио;
    получать только хорошие оценки за выученные номера;
    быть лучшим в группе;
    полюбить пение;
    получать удовольствие от занятий сольфеджио.

Обновлено 04.07.2015 20:21
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 137 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru