См. также Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор- сокращенный вид анализа Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор - основной вид анализа Лист. Утешение Ре-бемоль мажор №3 (целостный анализ)
Гармония романтической музыки
Формы музыкальных произведений Листа
Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор ("Un sospiro") неполный вид анализа и заключение по трем его видам
Анализ по ведущим элементам музыкального языка.
Он предполагает непосредственное обращение к гармонии и фактуре. Тем самым станет возможным сразу же нащупать некоторые чрезвычайно характерные и для данного произведения, и для листовского стиля черты. Но этот метод, вскрывая очень существенные стороны, не может претендовать на полноту. Зато он позволяет с особой тщательностью и углубленностью присмотреться к избранным элементам. В данном случае мы могли бы пополнить гармонический и фактурный анализ. Поскольку уже многое было сказано и о том, и о другом, мы ограничимся — из соображений объема — некоторыми дополнительными замечаниями, касающимися гармонии. В анализе гармонического языка этюда найдет себе место очень многое — начиная от пентатоничности и кончая «дважды-ладом» коды. А между этими крайностями мы обнаруживаем целый ряд характерных явлений. Большой терцовый цикл дается не с пассивным сопоставлением ладотональностей, а с активным, напряженным переходом из Des в А, из А в f-moll — dur, из F в cis-moll. Очень ясна эмоционально-колористическая трактовка тональностей. Лист показывает и глубокую бархатистость Des-dur, и звончатость F-dur, и мягкую ласковость A-dur. Такое связывание определенных тональностей не только с колоритом, но и с экспрессией вообще свойственно романтическим стилям. Так, Шопен демонстрирует звучание 7-го обертона преимущественно в ладотональности Des-dur. Следующие характерные черты гармонического языка — тритоновость предыкта, образование малотерцовой цепи созвучий. За несколько тактов до репризы Лист дает намек на политональность. По указанию Листа, органный пункт доминанты — Gis должен удерживаться хотя бы в «ушах пианиста» [. ..] и «связываться [...] с энгармоническим ля-бемоль. А между тем Лист меняет гармонию, вводя вместо нонаккорда Cis-dur малый нонаккорд E-dur.
Возникает красивый по колориту и смелый фонический момент. В коде мы встречали тритон к тонике, шлифовку малотерцовой цепи и окончательное формирование гаммы «тон-полутон». На этом стоит особо остановиться: ведь перед нами первый в истории музыки столь подчеркнутый самостоятельный ее выход на авансцену. Шопен применялч эту гамму неоднократно, но лишь в служебной роли — ради нарастаний, которые ведут к важным кульминациям (как в этюде ор. 10 № 9 f-moll). Что же касается композитора, именем которого мы нередко называем эту гамму и который ее действительно широко применял, то ко времени создания этюда Листа Нике Римскому-Корсакову было всего лишь 4 года. Рассмотрим теперь приемы обобщения и резюмирования в коде. В тесном смысле они касаются пяти последних тактов; в широком же смысле они многоступенчаты и насчитывают четыре стадии: напоминание о томлении, о languendo, о тритоновом и цепном звучаниях; появление малотерцового цикла и гаммы «тон-полутон» с холодноватой прозрачной и довольно острой звучностью; возврат главного мотива в единстве с волновыми эффектами; тонально-гармоническое резюмирование большого терцового цикла. Общий смысл резюмирования: от более острых, пряных и таинственно завораживающих звучаний к смягчению и полному успокоению. В этюде мы находим едва ли не энциклопедию листовской гармонии в широком диапазоне от выключенной динамики (пентатоника) через промежуточные этапы мягкой большой терцовости, несколько колкой малой терцовости к конфликтным — тритоновым соотношениям. Некоторые из этих явлений (в частности — экзотические звукоряды и смелое обращение с тритоном) уже предвещают черты его позднего стиля (например, второй «Мефисто-вальс», экспромт Fis-dur). В одном из поздних вариантов Лист добавил в коде целотоновую гамму 16. Она не украшает пьесу, но зато дает явное свидетель-
16 Вероятная причина того, что Лист не настаивал на этом варианте,— добавление целотоновой гаммы к уже имевшимся ладовым находкам было бы «избытком роскоши».
ство вполне сознательного внедрения новых ладов. Лист, очевидно, полностью представлял себе насыщенность этюда новыми гармониями, и эта сознательность в большой степени характерна ДЛЯ ЛИСТОВСКОГО СТИЛЯ.
О чем говорит сравнение нескольких различных методов анализа? Мы можем обозревать музыкальное произведение с некоторой дистанции, оставляя в стороне многие его подробности, явления малого плана или второстепенные. Мы можем, опираясь на нашу предварительную осведомленность о стиле, непосредственно обращаться к главным сторонам музыкального языка. И наконец, мы можем достаточно углубленно, и даже касаясь многих деталей, анализировать произведения, отказываясь в то же время от сплошного разбора. Понятия «неполный» и «неполноценный» далеко не тождественны. Весь вопрос заключается в предназначении, в цели, которую ставит перед собой музыковед. В очень многих случаях данные, добытые частичным путем, вполне достаточны для того, чтобы получить должное представление о музыкальном произведении. Перемещая центр тяжести анализа на историко-стилистическую область, мы можем рассматривать этюд Des-dur как отражение духа нескольких эпох. Техническая сторона (особенно — в каденцах) —и эпоха торжества виртуозности, которой отдал дань молодой Лист. Разнообразие, контрасты чувствований (от пафоса до sotto voce)—и расцвет романтики. Стремление к живописности, свойственное середине XIX века, — и влияние изобразительных искусств. Элементы новаторства, импрессионистические тенденции, первые шаги в сторону радикального обновления музыкального языка — и возникавшее в искусстве брожение, нащупывание новых путей. Всем сказанным определяется значительность произведения, как благодарного для анализа объекта.
В.А. Цуккерман.
|