Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Моцарт "Дон-Жуан", гармонический анализ, значение неаполитанской гармонии в трагических страницах оперы
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также Черты гармонии Моцарта
Формы музыкальных произведений Моцарта.
Неаполитанская гармония в музыке Моцарта
Моцарт Ф.-п. концерт до минор, финал (гармонический анализ)
Моцарт Ф.-п. рондо ля минор (гармонический анализ)
Моцарт "Дон-Жуан" (гармонический анализ)
Моцарт Реквием (гармонический анализ)
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Увертюра.
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро".Содержание комедии Бомарше
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро".Содержание оперы
Моцарт. Соната Ля мажор №11. Разбор

Моцарт. Фантазия до минор KV 475

Моцарт "Дон-Жуан", гармонический анализ, значение неаполитанской гармонии в трагических страницах оперы

Особый интерес представляют примеры характерной для неаполитанской гармонии драматической выразительности в произведениях оперного и ораториального жанров. Речь пойдет о «Дон-Жуане» Моцарта.
В «Дон-Жуане» большое значение неаполитанской гармонии показательно в трагических страницах оперы — в медленном вступлении к увертюре d-moll и в сцене явления Командора, репризно отражающей и развивающей музыку
вступления.
Во вступлении к увертюре эта гармония сперва намечается в затаенном унисонном мотиве.
Драматический сдвиг к альтерированной двойной доминанте и ее энгармоническая трактовка приводят к отклонению в неаполитанскую тональность.
Далее следуют грозные, устрашающие гаммы. Каждая волна секвентно подымается на ступень. Во втором звене секвенции звучит гамма, опирающаяся на II низкую ступень (при подъемевверх). Верхний голос выдержан наподобие тонического органного пункта. В момент появления восходящей гаммы от es образуется звучность квинтсекстаккорда II низкой ступени. Данная гармония хроматически переходит в гармонию двойной доминанты.
Наконец, как общая кульминация всего медленного вступления к увертюре снова мощно звучит неаполитанская гармония.
Ми-бемоль-мажорный квартсекстаккорд появляется после субдоминанты как ее VI ступень, но в основном звучит как II низкая ступень. Стоит заметить, что доминанта неаполитанской гармонии, ранее во вступлении предшествовавшая ей, здесь, в завершении вступления, берется после нее (симметричное расположение аккордов). В обоих случаях имеет место характерное энгармоническое переосмысливание.
Таким образом, медленное вступление к увертюре «Дон-Жуана», столь важное для оперы в целом, глубоко насыщено неаполитанской гармонией, которая становится здесь одним из приметных и значительных выразительных средств.
В сцене явления Командора в конце оперы (сцена 15) неаполитанская гармония встречается несколько раз в важные моменты сцены. Здесь, как уже говорилось, в общем развивается, при¬обретая новые оттенки, музыка вступления.
Знакомый, затаенный унисонный мотив появляется со словами Лепорелло («Ах, синьор, ах, синьор!»). Сходный мотив, но без дробления долей такта, с большой силой звучит со словами Командора («Бренной пищи вкушать не захочет, кто небесную пищу вкушает»).
Затем, также со словами Командора, дважды звучат в a-moll и в d-moll знакомые по вступлению к увертюре грозно устрашающие восходящие и нисходящие гаммы.
В одной из кульминаций сцены, в последнем обращении Командора к Дон-Жуану («Время твое настало») появляется квартсекстаккорд II низкой ступени (с точки зрения господствующей тональности).
Дважды на словах «Кайся же» звучит сперва мажорный, а затем, соответственный минорный квартсекстаккорд.

Неаполитанскую гармонию содержит также заключительный каданс трио Командора, Дон-Жуана и Лепорелло. Эта гармония встречается в кульминационном моменте дуэта клятвы — донны Анны и дона Оттавио («В груди от слез и муки бурно кипит вся кровь»).

Применение Моцартом неаполитанской гармонии  значительно и разнообразно.

Обновлено 19.01.2012 17:51
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 137 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru