Эмануэле Конельяно родился 10 марта 1749 года в Ченеде в Венеции в еврейской семье. 29 августа 1763 года он был крещен епископом Ченеды Лоренцо да Понте и принял его имя. Затем он поступил в духовную семинарию и в 1773 году был посвящен в сан священника. На этом основании он с тех пор постоянно называл себя аббатом Да Понте. Таково было начало его жизненного пути, изобилующего любовными приключениями и конфликтами с властями, из-за которых он никогда не засиживался подолгу на одном месте.
В 1774 году он стал преподавателем риторики и музыки в семинарии в Триесте, но и здесь он оставался недолго: в 1777 году он был изгнан из Венеции за сатирическое стихотворение, в котором нападал на политическую ситуацию. Тогда он отправился искать убежище по ту сторону Альп. Сначала в 1780 году он появился в Дрездене с подложным письмом либреттиста Маццолы, затем в Вене у Сальери (1781 год), которому он был рекомендован Маццолой. Моцарт впервые упоминает о нем в письме от 7 мая 1783 года именно как о либреттисте оперы Сальери "Богач на один день". Следовательно, к этому времени Сальери уже рекомендовал его императору и провел его назначение театральным поэтом (наряду с Касти).
Однако провал этой оперы нарушил его дружбу с Сальери; композитор поклялся, что он скорее даст отрубить себе руку, чем еще раз положит на музыку хотя бы одну строку Да Понте. Он снова обратился к Касти и их опера "Пещера Трофонио" , исполненная 12 октября 1785 года, имела гораздо больший успех. После этого разразилась скрытая, но ожесточенная борьба между Да Понте и Касти, во много раз превосходящим его в поэтическом отношении. К тому же Касти был уже признан и имел могущественных покровителей, в том числе самого графа Розенберга. Касти то осыпал своего соперника ироническими похвалами, то откровенно его осуждал; в оперетте "Сначала музыка, а потом слова" он недвусмысленно намекал на Да Понте как театрального поэта. Последний и сам из-за своего заносчивого поведения растерял симпатии, которыми было пользовался; к величайшей радости публики тенору О,Келли было нетрудно изобразить его на сцене в его собственной опере "Деморгоргон",1786, сочиненной Ригини.
Естественно, что главной целью Да Понте было найти хорошего композитора для своих текстов. Таким сначала оказался Висенте Мартин-и-Солер (1754-1806) из Валенсии, прозванный в Италии "Испанец". Для него Да Понте переработал в оперное либретто комедию Гольдони "Добросердечный брюзга". Эта опера с блистательным успехом была поставлена на сцене. Однако с другими либретто - для композиторов Гаццаниги и Ригини все вышло гораздо хуже. Поэтому Да Понте решил снова обратиться к Моцарту, которому он еще в 1783 году обещал либретто. В результате возникла опера "Свадьба Фигаро".
|